Я прошел курс Випассаны летом 2014 и хочу поделиться своими мыслями о том, что это такое и как это работает. Территориально это находится около пос. Авсюнино Московской области, бывший пионерский лагерь. И для начала нужно понять что там за условия. Условия приближены к житию монахов. Вам предлагается целыми днями сидеть на неудобных лавочках или подушках на полу, молчать и медитировать. Разговаривать ни с кем не разрешается, это мешает практике. Общение возможно только в первый вечер (день 0) и после обеда в последний день (день 10 + утро 11). Режим дня такой: подъем в 4:00, отбой в 22:00. Кормят, как указано, простой вегетарианской пищей. На завтрак в 6:00: каша, белый хлеб, масло, джем, чай и фрукты. На обед в 11:00: суп, каша или вареные овощи, овощной салат, хлеб и чай. И полдник в 17:00: пол банана, четверть яблока или апельсина и чай. Все фрукты нарезаны на половины или четвертины, чтобы неудобно было выносить из столовой. Больше еды нет, но я был летом в жару, так что кушать не хотелось, даже не думал о еде. Не знаю как можно так питаться зимой, но из-за того что большую часть времени сидишь без движения расход калорий минимальный, вполне возможно хватит. Лично я считаю, что вегетарианская еда – это не здоровое питание, но 10 дней можно потерпеть.
Любой вопрос решает там местный гуру Юрген, тот который сидит на постаменте в процессе медитации, больше никто. У меня была такая ситуация: сосед по медитации источал достаточно сильный запах, очень зловонно дышал, я и хотел пересесть. Чтобы это произошло, я сначала переговорил с менеджером курса (это делается очень тихо на перерыве), потом я был направлен на индивидуальную аудиенцию к Юргену (это только с 12:00 до 13:00), он мне сказал, чтобы я еще немного потерпел, и завтра он меня пересадит. Я смог потерпеть еще полтора часа, и на перерыве опять обратился к менеджеру, тот еще раз обсудил эту тему с Юргеном и потом указал мне другое место. И как выяснилось это самое терпение и есть моя слабая сторона, и тренировка силы воли заняла у меня много времени на курсе. Условия реально жесткие: молчать, сидеть на узких лавочках, мало спать и есть. Территория огорожена, места для прогулок немного, мужская и женская части разделены, в зале для медитации также мужчины и женщины сидят с разных сторон. И чтобы оттуда выбраться до окончания курса нужно все согласовывать с Юргеном, просто так вам ключи (у меня от машины) и документы не отдадут. Похоже на тюрьму, в которую люди сознательно себя загоняют. 10-ти дневная медитация – это сильно! Еще есть такие ограничения: закрытая одежда, загорать нельзя, в зале для медитации вытягивать ноги в сторону учителя нельзя, если медитируешь в своей комнате, то ложиться нельзя. Ходят, смотрят, проверяют. Но если вы готовы к полному отключению от социума, принятию всех правил и остаться один на один с собой на 10 дней, то в принципе отношение хорошее.
Теперь по содержанию (программа курса). Первые 3 дня – Анапана (наблюдение дыхания), потом 7 дней – Випассана (наблюдение ощущений) и под конец – Метта (проявление любви и сострадания). Каждый день с 19:00 до 20:30 проходит лекция (включают mp3), в которой присутствует теория Буддизма и инструкции по медитации. Также ежедневно включаются песнопения Гойенки (основателя Випассаны), с утра днем и вечером, от 5-ти до 20-ти минут. Песнопения звучат для нас как песни в духе «Эх дубинушка ухнем», заунывные и обреченные, но на самом деле это про счастье, любовь и сострадание, только на языке пали. Лично я такое слышал впервые, и вряд ли бы скачал для индивидуального прослушивания.
Песнопения ладно, больший интерес представляют лекции. Объясняются основы Буддизма. Человек крутится в колесе Сансарры, то есть рождается и умирает бесконечное число раз. Реинкарнация – душа меняет тело. В течение одной конкретной текущей жизни человек болеет, страдает и умирает. Ему требуется освобождение, как от текущих страданий, так и от череды смертей – перерождений. Это религия, и ее основы в классическом Буддизме именно такие. Любые течения в Буддизме, например Общество сознания Кришны, отталкиваются от того же самого. Различаются методы достижения освобождения, в Харе Кришне это воспевание святых имен, а в Дхамме (Випассане) это своеобразная медитация. Полное освобождение при жизни – трактуется как постоянное счастье. То есть Будда был счастлив сидя под деревом и ему ничего больше не надо было.
В нашем современном обществе такие формулировки вызывают некоторые вопросы, даже при условии, что реинкарнация существует. Например, почему утверждается, что люди постоянно болеют и страдают. Ну да, чем ближе к старости, тем больше болячек, ну а как же первая половина жизни? И далеко не все люди тяжело болеют, хватает таких, которые чувствуют себя бодро и находятся в здравом уме до глубокой старости. Будда умер в 80, сказав, что умрет завтра на рассвете. Ну, круто! А что делать, если человек ни чего не знает по Будду и живет в 85 хорошо и здраво? Я думаю, утверждение о том, что все люди болеют, страдают и умирают не вполне корректное, есть много людей которые живут и радуются жизни. Еще нужно учесть состояние медицины в Древней Индии и в современном обществе, сейчас есть обезболивающие препараты и организм достаточно хорошо изучен, болезни лечатся. Также предполагается, что у всех есть душевные страдания. Да, есть люди с проблемами, но для этого есть психология, и многие душевные проблемы можно решить. Я думаю, что вполне можно сделать такой вывод: далеко не все люди нуждаются в освобождении от страданий, потому что просто их не имеют. А в освобождение от череды смертей-перерождений можно только верить, это не проверяемо на личном опыте. Это – религия!
А что называется быть счастливым? Что такое счастье? Каждый человек вкладывает в понятие счастья свои критерии. Например, кому-то счастье иметь детей, кому-то счастье добиться признания в обществе, а кому-то просто купить машину и ехать на ней – счастье. Нет универсально счастья. Счастье это некоторое состояние, настрой психики, переживание счастья. Будда все время находился в состоянии счастья, впечатляет! Существует некоторый путь к достижению постоянного счастья и полного освобождения. Только все кто идет по этому пути, находятся на какой-нибудь из ступеней, Гойенка на 2-й, Юрген на 1-й, а начинающий медитатор еще должен сначала утвердиться в практике, чтобы начать свой путь. Путь к нереальному постоянному счастью. Где они эти люди, достигшие освобождения и пребывающие в стабильном состоянии постоянного счастья? То, что состояние счастья не зависит от количества материальных ценностей – это правда, счастье — это стояние психики. И вот именно с состоянием психики работают различные техники типа медитации. Достичь при помощи медитации уравновешенного состояния – реально, на это и направлены 10 дней медитации. Если убрать Буддизм, то можно сказать что Дхамма – это техника для уравновешивания и успокоения своего состояния.
Но, прежде чем перейти к подробностям корректировки своего состояния при помощи Дхаммы, хотелось бы остановиться на том, как именно они сами формулируют происходящие изменения. А именно звучит такая фраза «ваш ум очищается от загрязнений». Что под этим подразумевается? У меня что, грязный ум? Фраза не очень корректная, не нужно думать, что Дхамма как-то связана с умом, от неё вы не станете умнее или можно будет сказать, что у вас стал чистый ум, а до этого был грязный. Это можно назвать сложностями перевода, или сложившейся терминологией. То, что ваш ум очищается от загрязнений нужно понимать так — после медитации вы получите более спокойное состояние психики. Для этого они предлагают два основных инструмента: Анапана — наблюдение дыхания и Випассана — наблюдение ощущений. Предлагается именно наблюдение, не корректировка, не влияние, не внесение изменений, а только наблюдение.
Анапана – наблюдение дыхания. Вы концентрируете внимание на ноздрях или внутри носа и чувствуете, как воздух проходит через ноздри и носовые пазухи. Достаточно простое упражнение, ничего поправлять или исправлять в дыхании не надо, если больше воздуха проходит, например, через левую ноздрю, то пусть так и будет, вы просто наблюдаете. Весь вопрос в концентрации внимания, насколько долго вы можете, не переключаясь, наблюдать за прохождением воздуха через нос. Простым это упражнение кажется в начале, потом вы понимаете, что внимание начинает переключаться на различные мысли в голове или ощущения в теле. Напомню, что вы сидите молча с закрытыми глазами в зале, где еще примерно 100 человек занимаются тем же. Вы сидите на узкой лавочке для медитации или на подушке или на стопке одеял, поза неудобная, спину опереть некуда. Вот вы сидите так 3 дня и занимаетесь одним и тем же упражнением по 10 часов в день.
У меня интерес пропал в начале второго дня. Я понял, что дальше так и будет, Випассана начнется только с 4-го дня. Тут нужно сказать, что если у вас проблемы со спиной, то вам придется слишком часто пытаться усесться поудобнее, и если боли будут сильные то попросите пересадить вас к стене, там есть несколько мест покомфортнее, можно прислониться к стене и разгрузить спину. В этом смысле мне повезло, меня пересадили к стене. 3 дня наблюдать дыхание это слишком долго. Я понимаю, что это медитация, но в конечном итоге нам нужно выработать определенный навык, а именно уметь наблюдать за дыханием. Наверное, есть другие способы для выработки такого навыка. Я НЛП-тренер и могу предложить замену 3-х дневному сидению на тренинг, который длится меньше времени и в нем включаются мозги для понимания происходящего.
Тренинг по наблюдению дыхания. Сначала нужно нарисовать на доске картинку как воздух проходит через нос, для наглядности, потом дать попробовать студентам подышать как есть и понаблюдать. Затем обратная связь, кто что заметил. Потом сделать несколько упражнений на тему ускорения или замедления дыхания. Например, несколько раз быстро пересесть со стула на стул, дыхание станет чаще, и понаблюдать, как оно ускорилось, а потом восстанавливается. Или, например, лечь удобно или развалиться в кресле и почувствовать, как можно дышать редко и поверхностно. Нужно провести несколько экспериментов с наблюдением различных видов дыхания. Потом должно быть объяснение, по типу Дхаммы, вы наблюдаете свое дыхание и ваш ум очищается. Как это перевести на нормальный язык?
В состоянии спокойствия вы дышите ровно и достаточно поверхностно, а когда вы нервничаете (гнев, страх, злость и т.п.) вы начинаете дышать чаще, глубже, в рваном ритме и т.д. Физиология дыхания напрямую связана с состоянием психики. Навык, который я получил от Анапаны, выглядит следующим образом: когда я начинаю как-то нервничать, то переключаюсь на наблюдение дыхания и начинаю дышать ровно и спокойно, тогда мое состояние успокаивается и уравновешивается. Именно такой навык нужно встроить студентам на тренинге. Для этого нужно понять, какое у меня дыхание в состоянии спокойствия, например, посидеть как на медитации, только не 3 дня, а полчаса. Потом заякорить это состояние. Потом сделать несколько коллапсов якорей в различных ситуациях (см. НЛП, техника «Коллапс якорей»). Хорошо подойдет в качестве упражнения мозговой штурм на тему, как я представляю уравновешенность в телесных ощущениях, и сделать мощный якорь из ощущений и дыхания. И под конец обязательно подстройку к будущему, где и как я буду это применять в жизни. Результат, очень вероятно, будет такой же, только не нужно для этого сидеть 30 часов на полу молча, а достаточно все это уместить в 1 день (8 часов) тренинга. Навык готов, пользуйтесь на здоровье. Для апробирования этой методики готов провести такой тренинг, при наличии организатора. Уверен, что те, кто проводит Випассану, не понимают как это работает. НЛП – это моделирование. При помощи НЛП можно смоделировать любой навык и встроить его другому человеку.